Этот напиток сопровождает людей на протяжении тысячелетий. Но как современная наука влияет на то, что попадает в нашу пивную кружку сегодня? Корреспондент BBC Future проник в тайны мира дрожжей, необычных пивных сортов и «стеклянных виджетов».
Минуете сырой железнодорожный туннель, затем повернете в сторону небольшой промышленной зоны на юго-востоке Лондона — и вы окажетесь рядом с великолепным образцом современной британской пивоварни. Здесь вы не найдете вьющихся роз и полуразрушенных зданий, один вид которых заставляет печалиться об уходящих традициях. Пивоварне The Kernel Brewery чуть больше пяти лет от роду, а пиво, которое варят в укромном городском уголке, соединяет в себе старые традиции и новое мышление — ну, и некоторые экспериментальные находки.
«Мы полагаемся на этот процесс – от гипотезы к эксперименту и результату, — говорит пивовар Тоби Манн. – Мы можем пускаться на маленькие эксперименты и создавать различные новшества, что весело само по себе».
Манн показывает бродильные емкости, в которых в течение нескольких дней сахар из сусла под воздействием дрожжей превращается в спирт, а также помещение, сплошь уставленное бочками и огромными французскими «фудерами», которые прежде использовались для изготовления вина.
(В Германии словом Fuder обозначают бочку и меру объема жидких и сыпучих тел от 900 до 1500 литров. Емкость французской бочки Foudre cоставляет от 1000 до 3000 литров. В обеих странах емкость варьируется в зависимости от региона. – Ред.)
Здесь есть и лаборатория, по размеру не больше гардеробной. Однако не размерами определяется ее значение. Главенствующее место в ней занимает микроскоп, но рядом расположены и приборы для измерения плотности жидкостей, а также некое диковинное приспособление для ускорения процесса брожения путем деликатного нагрева пива.
Пивоварение порой уподобляют искусству, но когда дело доходит до значительных объемов, научный подход к производству приобретает жизненно важное значение. Будь это подающий надежды новичок на рынке, как предприятие Манна, или такие гиганты, как Guinness или Budweiser, ключ успеха на поприще пивоварения спрятан в дотошном научном анализе выпускаемого продукта и достижениях передовой химии.
Повторите фокус
Для начала отметим, что мысль пивоваров, особенно тех, кто работает в транснациональных фирмах, неустанно бьется над тем, чтобы вкус пива был одним и тем же по всему миру. Дрожжи, например, должны быть устойчивыми, говорит Крис Джайлс, владелец фирмы Surebrew, которая снабжает большие и малые пивоварни дрожжами, проводит их химический анализ, а также обеспечивает хранение. «Можно заморозить дрожжевую культуру и сохранить ее свойства в качестве образца того, что необходимо производителям пива. Затем мы осуществляем поставки раз в три или в шесть месяцев, чтобы они могли варить пиво в одном и том же стиле с одинаковыми вкусовыми характеристиками».
Компания Guinness, например, хранит штамм своих пивных дрожжей в парах жидкого азота. Место хранения не раскрывается.
Гаройд Кейхилл, один из пивоваров фирмы Guinness, говорит, что компания учитывает множество факторов для того, чтобы сохранить вкус пива неизменным. В частности, измеряется уровень содержания кальция в воде, которая используется для производства пива Guinness, так как его повышенное или пониженное содержание может повлиять на ферменты, превращающие крахмал, содержащийся в солоде, в сахара. Солод – это всего лишь зерно, как правило — ячмень, которое проращивается в воде, затем высушивается горячим воздухом. Сахара из солода – это именно то, что под воздействием дрожжей превращается в алкоголь и другие вещества в процессе брожения.
Далее наступает момент распределения. Характерная особенность пива Guinness – это его плотная текстура и знаменитая белоснежная сливочная шапка пены, которая венчает стакан. Пена образуется благодаря пузырькам азота, которые нагнетаются в пиво под давлением через краны в пивных. После того, как стакан наполнен, азот высвобождается из раствора, точно так же, как это происходит с пузырьками углекислого газа в газированной воде. Однако воспользоваться свойствами азота удается как раз в этот момент.
«Поскольку он не очень хорошо растворяется, когда высвобождается, пузырьки совсем не увеличиваются в размерах и остаются очень маленькими, какими и были сначала», — говорит Кейхилл. Этим и объясняется мягкая сливочная текстура его пены, которая так контрастирует с пузыристой и быстроопадающей пеной, которая покрывает стакан лагера.
Компания также заявляет, что берет на себя ответственность за очистку производственных линий Guinness и барных кранов в ирландских пивных. Видимо, поэтому некоторые утверждают, что на родине ирландский стаут вкуснее, чем где либо еще.
Еще более инновационным выглядит, пожалуй, способ, с помощью которого достигается фирменная консистенция пива, когда не представляется возможным использовать специальный кран. Алюминиевые банки с пивом Guinness и некоторых других марок содержат некий «виджет», или если так можно выразиться, «примочку», которая представляет собой не что иное, как круглую капсулу, наполненную пивом. При открывании банки, давление в ее содержимом падает, а то, что находилось в капсуле, высвобождается через крошечное отверстие. В результате происходит вспенивание пива.
«Как будто пуля с пивом Guinness пронзает сам Guinness, если вы понимаете, что я имею в виду, — рассказывает Кейхилл. – Это физическое проникновение в тело пива заставляет азот высвободиться из раствора и образовать целый рой пузырьков. Затем они начинают медленно подниматься вверх».
По схожей причине на некоторых стаканах в пивных, поставляемых такими брендами, как австралийский Foster’s, лазером наносятся гравировка в виде концентрических кругов у основания, что способствует образованию пузырьков углекислого газа, поднимающихся вверх и образующих шапку пены. Эти круги в определенный момент заставляют газ выделяться из жидкости, что повышает вероятность образования пузырьков.
Это делается не просто ради внешнего эффекта. Уровень содержания углекислого газа или азота, растворенного в банке пива, может оказывать существенное влияние на вкус напитка, говорит Джоан Хорт из опытной микропивоварни при Университете Ноттингема в Англии.
«Повышение уровня углекислоты может понизить сладость, — объясняет она. – Таким образом, вкус двух стаканов одного и того же сорта пива, с одним и тем же уровнем сладости потребитель будет воспринимать по-разному, если содержание углекислого газа в них будет отличаться».
Имеет значение и то, в какой бутылке хранится пиво, и пивоваренные компании вынуждены внедрять инновации, чтобы тара не влияла на вкус напитка. Вы пили когда-нибудь пиво из прозрачной стеклянной бутылки? Чаще всего пиво продается в коричневых или зеленых стеклянных бутылках, которые предохраняют жидкость от воздействия света, способного испортить вкус.
Творить, выдумывать, пробовать. И так без конца
Несмотря на все сказанное, небольшие пивоварни по-прежнему гордятся именно непредсказуемостью результатов своего производственного процесса, поскольку он обещает дать в итоге совершенно новые оттенки вкуса. Манн признается в пристрастии к различным сортам бельгийского пива «Ламбик» (Lambic) из области Пайоттенланд неподалеку от Брюсселя. Готовятся все сорта этого пива так: сусло – сахаристая жидкость, которая после брожения превращается в пиво, — после варки переливается для охлаждения в открытые чаны и выставляется на воздух, из которого оно вбирает в себя дрожжи и микроорганизмы.
«Они называют этот метод спонтанной ферментацией, — объясняет Манн. – В их приемах есть нечто романтическое, ведь их работа неразрывно связана с теми краями, где они живут и работают».
Другие производители, зная, что дрожжи распространены повсеместно и существуют в тысячах различных штаммов, используют новаторские способы сбора дрожжей из окружающей среды. Компания Rogue Ales из города Эшлэнд, штат Орегон, США варит один из сортов своего пива с использованием дрожжей, которые культивируются в бороде ее главного пивовара.
А пивовар из Лондона Джеймс Райлэнс рассказал, что недавно он попытался собирать дикие дрожжи во фруктовых садах и в пещерах. Кто знает, быть может, с использованием одного из этих штаммов удастся сварить идеальное пиво?
«Мы стали досконально понимать роль бактерий и дрожжей только в последние несколько сот лет, — замечает Райлэнс. – Старое слово, обозначавшее дрожжи, значило буквально «Бог милостив». Все это было тесно связано с мистикой и мифологией. Все практические приемы исходно вырабатывались методом проб и ошибок».
Сейчас, пожалуй, более всего на слуху штамм «диких» дрожжей brettanomyces. Эти дрожжи известны в пивоваренных культурах в течение многих столетий. Но в последние годы их стали популяризировать в качестве едва ли не основного штамма для производства пива молодые пивовары. Например, Чэд Якобсон из штата Колорадо – один из немногих пивоваров, кто пытается пропагандировать «кислые» сорта пива, которые производятся как раз с применением дрожжевого штамма brettanomyces.
(Штамм brettanomyces относится к классу грибков-сахаромицетов. Эти дрожжи применяются для верхового и низового брожения. «Дикие» дрожжи brettanomyces, в частности, их брюссельская разновидность brettanomyces bruxellensis, используются для приготовления пива «Ламбик», «гез» и темных «кислых» сортов. Они дают классический аромат «попона потной лошади», «скотный двор» и т.п. – Ред.)
С помощью этих дрожжей получают пиво, которое менее подвержено контаминации или микробному загрязнению, а также окислению. Оно имеет характерный, слегка кисловатый вкус, который порой хорошо сочетается с некоторыми продуктами, например сырами и солоноватыми блюдами. В отличие от многих других сортов пива его качество зачастую только повышается с возрастом. Именно поэтому некоторые пивовары, например The Kernel, покупают для своих опытов старые винные бочки.
«Некоторые из таких сортов пива подобны вину и обладают способностью стареть в течение 10, а то и 20 лет. Они становятся только лучше», — говорит Якобсон.
И все же творческий подход и спонтанность следует уравновешивать тщательной методологией и строгим соблюдением технологий, говорит Крис Джайлс. Радость пивовара состоит в открытии великолепного пива, но его секрет в том, чтобы последовательно воспроизводить все качества напитка снова и снова. Крупные пивоварни вложили в эти усилия миллионы долларов, а каждая мелкая стремится сказать свое слово. Но если что и способно расчистить площадку для тех, кто делает первые шаги, — это научное знание.
«Пивоварение – это искусство, — подводит итоги Джайлс. – Однако за ним в наши дни стоит чертовски много науки».