Качество пива определяется довольно просто. Вот один из старинных способов. Из средневековой ещё Богемии и Моравии.
Пробуя новый сорт (или даже новую партию напитка), надобно надеть кожаные штаны и сесть на деревянную скамью, предварительно плеснув под седалище кружечку продукта.
Затем – собственно дегустация. Наливай да пей. Кружка, другая, третья…
Потом – самое главное: подъём из-за стола. И если скамья оказывалась намертво прилипшей к вашим штанам, пиво получало высшую оценку, а пивовар – поздравления коллег по гильдии. Если же ничего кроме хлюпанья на скамейке не получалось, вся бочка по приговору мастеров выливалась в сточную канаву, а незадачливого пиводела публично пороли.
Не самый гуманный способ соблюдения стандартов, зато эффективный. Во всяком случае, чешское пиво с давних времён славится во всём мире.
Сегодняшний рынок переполнен пивами разных сортов. У каждого, наверно, есть свой потребитель. Даже свои поклонники и, если угодно, фанаты. Они не только охотно выходят на городские площади во дни торжеств пивных халявных, но и организуют невидимые миру клубы, мирные такие домашние заведения, суть которых сводится к одному: всё к тому же смакованию любимого напитка.
Собственно, именно ради таких потребителей и осуществляются разного рода рекламные акции производящих фирм.
Другое дело, что вкусы нашей публики воспитаны явно недостаточно. Мы не баварцы и не чехи, умевшие определять качество в буквальном смысле слова через зад. Мы даже органолептически этого не умеем. Да и откуда уметь, если ещё совсем недавно советская Россия знала считанное количество сортов: “Жигулёвское”, “Бархатное”, гораздо реже “Рижское”, и совсем уже запредельное “Двойное золотое”. Только знатоки помнят, что в Хабаровске делали “Таёжное”; было ещё “Магаданское” в одноимённом городе…
Больно вспоминать, как проносился над городом клич: пиво дают! – и всё заинтересованное население, вооружившись бидонами, канистрами, трёхлитровыми стеклянными банками, а то и вёдрами, тянулось к немногочисленным торговым точкам, где, выстояв два-три часа в очереди и заискивающе пообщавшись в хамоватой продавщицей, можно было, наконец, удовлетворить благородную жажду…
Ну, да господь с ним, с этим неприютным прошлым. Экскурс в те времена нужен здесь лишь для того, чтобы объяснить причины нашей пивной неграмотности. Ведь многие и многие люди, считающие себя любителями пива, относятся к нему как к какой-то бормотухе, предпочитая что покрепче и позабористей, и мало считаясь с подлинным качеством.
Ничего, со временем всё наладится. Белинского и Гоголя с базара понесут…
Тут главную ставку производитель должен делать на так называемое живое пиво. То есть, молодое, первозданное, такое, где исключены всяческие консерванты, где первозданный вкус превалирует надо всем прочим. Плюс, разумеется, гарантированная выдержка по классическим технологиям.
Такого пива у нас до сих пор выпускается очень немного, во всяком случае, – заведомо меньшая часть общего рыночного объёма. Производители предпочитают ускоренные процессы. Оно и понятно: скорее оборот – больше прибыль.
Кроме того, крупные пивоваренные заводы в погоне всё за той же прибылью делают ставку на удлинение сроков реализации своей продукции. Достигается это разными способами, каждый из которых, строго говоря, губителен для пива.
Можно перед тем, как разлить в бутылки, пастеризовать продукт, то есть нагревать до температуры, не достигающей точки кипения. Таким образом убиваются все полезные микроорганизмы, содержащиеся в натуральном пиве. Можно устраивать суперочистку, многократно прогоняя напиток через могучие фильтры. При этом отсеиваются не только разнообразные витамины и микроэлементы, но и пивные дрожжи – целебнейший компонент. Можно, наконец, как уже сказано, добавлять консервирующие вещества…
Всё это, в принципе, порочно.
Ущерба для здоровья не будет, но не будет и пользы, которую даёт волшебный напиток в его первозданном виде.
Ведь мало кто знает, что пиво способствует лечению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, выводит из организма ряд канцерогенов, повышает иммунные способности организма. О его целительных свойствах можно говорить много и долго, и приходится только удивляться тому, что пропаганда пива ведётся недостаточно. Объяснить это можно только ханжеской стыдливостью, появившейся в обществе под влиянием антиалкогольных кампаний.
Возможно, сказывается также влияние конкурентов – водочных “королей”, производителей других крепких алкогольных напитков. Пиво для их рынка – что торпеда для корабля. Ведь ещё в начале ХХ века великий Лев Николаевич Толстой, борясь за народную трезвость, мечтал покрыть Россию сетью пивоваренных заводов, видя в них прямой заслон пьянству.
Вообще пивная тема обросла предрассудками и мифами. Они подобны пене на поверхности жидкости: густая пузырящаяся масса, а дунешь – и нет ничего. Широко известно, например, будто пиво способствует толстению. Ничего подобного! Полнеют люди от переедания либо от несбалансированного пищевого рациона. В самом пиве нет никаких веществ, провоцирующих излишний вес.
В последнее время стало чуть ли не модным рассуждать о пивном алкоголизме. Этот тезис, мягко говоря, сомнителен. Во всяком случае многие наркологи его не разделяют. Но если даже такая разновидность болезни и существует, то зачем же бросаться в крайности? Возможно, какой-нибудь оригинальный индивидуум, ежедневно принимающий по ведру пива, и приобретает, в конце концов, болезненно непреоборимую тягу к напитку… Но тут уже речь должна идти об умеренности. Вредно излишнее потребление чего бы то ни было: хоть молока, хоть воды.
В баварских семьях пиво потребляют все, включая грудных детей. Там младенцу вместо соски дают тряпицу, пропитанную пивом. И что же, в Баварии число алкоголиков больше, чем, скажем, в Польше, не говоря уж про Россию-матушку? Статистика даёт противоположный ответ.
Ну, и ещё одна деталь… Есть в Австрии такой город Грац. Среди многих знаменитостей, которыми гордятся его жители, есть один всемирно известный киноактёр. Родился он недоношенным, рос болезненным. Врачи порекомендовали родителям устроить для мальчонки пивную диету. И что же? Вырос, выправился, возмужал…
Попробуйте отгадать, о ком идёт речь? Об Арнольде Шварцнеггере!
Иными словами, доверяйте больше собственному благоразумию, нежели случайным советчикам. И попробуйте отыскать живое пиво. Можно ручаться: попробовав его хоть единожды, вы категорически предпочтёте его всем прочим видам и сортам.
Напиток богов? А что, вполне возможно…
Николай СТЕБНИЦКИЙ.