Есть, к счастью, на белом свете общечеловеческие ценности, равно понятные и негру преклонных годов, и юной вакханке.
Например, дети.
Ребёнок – это радость. Маленький комочек большого счастья.
Пыхтит, сопит, нелепо улыбается, приветливо вглядывается в мир, проявления которого знает, в основном, как нечто безусловно ласковое.
Ласка – солнышко, греющее кожу. Ласка – радужные пылинки, танцующие в солнечном луче. Ласка – вода, омывающая весёлое маленькое тельце. И, конечно, мама, склоняющая над тобою доброе лицо.
Нездоровье младенца – тяжкая родительская боль. Затяжные недуги не притупляю это чувство, но делают его только изощрённей. Мать с отцом, а также наличествующие бабушки и деды изыскивают всё новые и новые средства для изгнания хвори. Кровиночка моя! – это очень точное обозначение ребёнка. Вернее, отношения к нему. Выдох души, выкрик сердца.
Был такой писатель – Вересаев. Викентий Викентьевич. Не самый худший в отечественной словесности. По базовой специальности – лекарь. (Как Чехов, Булгаков или Василий Аксёнов.)
В раннем детстве будущий классик Кеша был подвержен экссудативному диатезу. Тогда эта болезнь называлась менее торжественно: золотуха.
Проявления: гнойные выделения по телу; засыхая, они образуют чешуйчатые коросты желтоватого цвета. Говорить о какой-либо эстетике тут не приходится: золотушный ребёнок вызывает чувство боли и несказанной жалости.
И знаете, как был излечен маленький Вересаев? Пивом! Традиционный русский напиток, подаваемый ежедневно небольшими порциями, сделал то, что оказалось не под силу всей тогдашней европейской фармакопее. После этого ребёнок вырос, стал, как уже сказано, известным писателем, сам лечил многих и многих людей, и прожил, не обременённый никакими особыми болезнями, без малого восемьдесят лет.
Вообще целебные свойства пива известны очень давно. Не станем окунаться в историю Шумера или Древнего Египта. Скажем только, что на заре русского христианства учёные монахи, исполнявшие, кроме всего прочего, функции медиков, хорошо знали способность этого напитка регулировать обмен веществ в человеческом организме. (Хотя самого этого понятия, обмен веществ, тогда ещё не существовало. Что ж, эмпирическое знание всегда опережало лечебную науку.)
Подогретым пивом лечили простудные заболевания. В арсенале женской красоты пиво – одно из самых могучих средств. Оно просто незаменимо при уходе за волосами.
Пивные шампуни – испытанное средство косметики, но наиболее сведущие представительницы прекрасного пола предпочитают мыть голову с живым пивом: так обеспечивается ни с чем не сравнимый блеск волос. Эта маленькая женская тайна существует уже долгие столетия, и, смеем надеяться, послужит ещё многим поколениям красавиц.
Примерно то же относится и к уходу за кожей. Пивные маски делают её бархатистой и нежной. Что касается всяких неприятных высыпаний, вроде угрей, ячменей или фурункулов, то для борьбы с ними пиво – едва ли не единственное универсальное и надёжное лекарство.
Чудодейственность напитка объясняется довольно просто. Микрофлора пивных дрожжей – это именно то, чего очень часто недостаёт человеческому организму для внутреннего равновесия, именуемого здоровьем. Дрожжи содержат ряд белков, а также витамины группы В: тиамин, рибофлавин… Нехватка этих веществ ведёт к расстройству зрения, хроническим колитам и гастритам, кожным недугам…
Ещё одна болезнь может показаться неактуальной, если не экзотической. Это знаменитая бери-бери, довольно распространённая в Южной и Восточной Азии. Течение этой болезни сопровождается целым букетом крайне противных симптомов: полиневрит, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, страшные отёки… В принципе же это – классический авитаминоз, вызванный недостатком всё того же тиамина, то есть витамина В1. Нам бери-бери не грозит хотя бы потому, что мы едим хлеб достаточно грубого помола, гречневую кашу, где этого вещества достаточно.
А вот японцы, чья пища в значительной степени состоит из высокосортного полированного риса, до сравнительно недавних пор очень страдали от этого недуга. Пока на помощь не пришло всё то же пиво. Нация, практически не знавшая пенного напитка до конца второй мировой войны, сейчас стала одной из самых “пивных” на земном шаре. В результате забыты авитаминозы. Да и не пиву ли обязана Япония рекордным ростом средней продолжительности жизни своих граждан? Этот вопрос вполне серьёзно обсуждается врачами-гигиенистами.
Разумеется, всё сказанное относится только к живому пиву, то есть, такому, чьи естественные компоненты не заглушены консервантами, не убиты пастеризацией, не ослаблены чрезмерной фильтрацией. Сейчас такое пиво постепенно завоёвывает российский рынок – после многих лет профанации божественного напитка.
О его вкусовых качествах – отдельный разговор. Достаточно сказать, что любой, кому довелось попробовать настоящее живое пиво, никогда не спутает его с более “массовыми сортами”, и почти наверняка отдаст ему своё благодарное предпочтение.
Николай КОЧКУРОВ.