Новосибирская компания захватила Америку и Западную Европу с неожиданным продуктом — ее директор объяснил, как заработал сотни миллионов
Рухнувший рубль выгоден компаниям, торгующим за границу, находят власти преимущества в девальвации нацвалюты. Однако таких компаний в России, если не брать торговлю нефтью и газом, не так уж много. На этом фоне особняком стоят амбициозные новосибирские предприниматели, которые сумели сделать то, что можно продать во всем мире. Корреспондент НГС.БИЗНЕС встретилась с гендиректором и совладельцем компании NPM International, чтобы узнать, почему в Америке и Европе льют пиво через краны, сделанные в Новосибирске.
Справка: Чирва Сергей — гендиректор и совладелец компании NPM International (входит в NPM Group). Родился в 1981 году, закончил Алтайский государственный политехнический университет по специальности «Реклама», пришел в компанию в 2008 году на должность директора по маркетингу.
Что собой представляет бизнес NPM Group? Сколько работает людей в холдинге, в каких странах у вас подразделения?
NPM Group — в прошлом «Новосибирскпродмаш», была основана в 1997 году Сергеем Бучиком, который в данный момент и является гендиректором всего холдинга, в компании сейчас работают 200 человек. На данный момент у нас четыре производственных подразделения: первое — машины по розливу воды в 19-литровые бутылки — Waterpack; краны быстрого беспенного розлива пива — Pegas, это то, что мы больше всего продаем за рубеж и вообще самый большой наш бизнес; аппараты по розливу молока — сейчас 60 автоматов в супермаркетах города; и приборы для приготовления талой воды — самое новое наше направление.
Если говорить о том, чего мы достигли, в цифрах: общий оборот компании порядка 800 млн руб.
В последние 5 лет мы активно развиваем международное направление по продаже устройств Pegas за рубеж, сейчас эти продажи занимают 10–12 % в общей структуре в денежном выражении, а основная выручка компании — это продажа Pegas в России. Каждый год мы растем примерно от 20–40 % в год в зависимости от года. Самыми успешными стали 2009-й и 2014-й — по 40 %.
А с чем связан такой бурный рост в эти годы, учитывая, что для российской экономики они не самые благополучные?
Росту в 2009 году способствовал как раз кризис, которым мы смогли воспользоваться. Дело в том, что в то время очень много людей потеряли работу и при этом люди имели какие-то сбережения — автомобили или еще что-то, поэтому пытались уходить в малый бизнес. А магазины разливного пива, для которых предназначены устройства Pegas, — это как раз то, что можно не очень дорого и достаточно просто открыть.
Что мы сделали в ситуации: мы создали в интернете такой документ, он назывался руководство по открытию пивного магазина, и, по сути, начали его продвигать по формату развития малого бизнеса.
Люди интересовались, скачивали документ и оставляли свои контактные данные, и дальше мы проводили так называемые road-show: ездили по всей стране, в каждом городе собирали этих людей, игроков пивного бизнеса, которым нужно было продвигать свою продукцию.
Я, например, ездил сам, и очень показательный был пример, когда мы приехали в Волгоград — город достаточно большой, миллионник и нет ни одного магазина разливного пива. После семинара я приехал через 3–4 месяца и увидел, что там уже 20–30 магазинов разливного пива, т.е. половина или больше половины занялась собственным бизнесом, возможно, впервые. А в 2014 году начали происходить другие изменения: помимо спада в экономике стали расти мини-пивоварни, соответственно им понадобилось больше сбыта. Возможно, это было связано с тем, что эти пивоварни достигли определенного уровня развития и, с одной стороны, начали вкладывать деньги в маркетинг, с другой — начали расти в объемах. В результате начали появляться новые магазины разливного пива, а какие-то стали перерастать в сети, работа нашей команды, безусловно, на это также повлияла.
Подсчитав число пивных магазинов, справочник 2ГИС назвал Новосибирск пивной столицей Сибири. Выходит, это всё ваша заслуга?
Безусловно, у нас доля рынка 95 %, поэтому — да, мы сделали Новосибирск пивной столицей России.
Что представляет собой Pegas?
Сам принцип налива через Pegas такой же, как и в машинах на больших разливочных пивных линиях, основная инновация в том, что мы создали компактное устройство, которое можно разместить на стене магазина. Цена устройства для розлива в пластиковые бутылки — 70–80 евро в зависимости от страны, для стеклянного гораздо дороже, порядка 1400 евро.
Почему такое устройство не создали, например, в Чехии или Германии, где пивоварение — это национальная традиция и гордость в отличие от России?
На мой личный взгляд, рынок что в Чехии, что Германии очень консервативен, и те технологии, которые они используют в розливе пива, — это, по сути, технологии XX века. Рынок настолько традиционный, что что-то новое они принимают со скрипом, не пытаются внедрять что-то новое и этим гордятся.
А как пришла эта идея в голову новосибирцам?
Идея пришла очень просто — однажды один из наших клиентов притащил тяжелую немецкую машину для мини-пивзавода и спросил: можете сделать что-то похожее? Тогда компания уже занималась оборудованием для промышленного розлива пива и вот команда начала думать и придумала что-то вроде этого (показывает на кран. — Н.Г.).
В результате только за прошлый год мы продали 220 тыс., а накопительным итогом — уже больше миллиона кранов. Рынок растет, и где там конец — пока непонятно.
Почему вас еще не успели потеснить китайцы, которые всё умеют сделать дешевле?
У нас уже дешево.
То есть еще дешевле сделать нельзя?
Всегда можно сделать дешевле, вопрос — с каким качеством вы это сделаете. У нас были китайские подделки, мы боролись с ними разными способами — патентными, ценовыми, оптимизировали свое производство: сейчас 90–95 % комплектующих Pegas производится в России. Ну и должен был пройти какой-то период, когда люди купили китайских устройств и через полгода они все у них слетели. По сути, когда ты покупаешь чуть дешевле, но меняешь каждые полгода, то получается не очень дешево, так как работа сервисника по подключению может быть сравнима со стоимостью самого устройства.
Какое у вас присутствие за рубежом сейчас?
Изначально мы начали активно работать с Западной Европой и Северной Америкой.
Суммарно сейчас на Западную Европу приходится наибольшее число продаж, но так как там много небольших стран, то список наших крупнейших импортеров, если говорить в масштабах стран, будет выглядеть следующим образом: США, Великобритания, Германия, Канада, Голландия, Южная Корея, Австралия, Чехия, Болгария, Польша.
В данный момент мы сместили фокус на Южную Америку, начинаем щупать Африку, а также искать партнеров в Азии, активно работаем с Кореей. Думаю, что следующие 2–3 года — это будет прежде всего время Азии и Африки, это самые большие рынки.
Удачное ли сейчас для этого время, учитывая курс российской власти на изоляцию от остального мира? Влияет ли нынешняя политическая обстановка на отношения с вашими партнерами?
Я не могу сказать, что это помогает, и не могу сказать, что это мешает. Проявления были, когда начинались крымские события и санкции. В частности, были звонки: Сергей, что мы будем делать, если закроют границу России? То есть был момент волнения где-то примерно в течение месяца или меньше, когда ситуация просто была непонятна никому: всем казалось, что что-то страшное, опять появится железный занавес и никто никуда ничего продавать не сможет. А чтобы кто-то сказал, что мы с вами не будем работать, — такого не было.
Исходя из моих разговоров с партнерами, у меня нет ощущения, что Россия воспринимается как какой-то зловещий враг или что-то такое, по моему ощущению, на Западе истерия в СМИ по этому поводу гораздо меньше, чем у нас.
Настя Гринёва
Фото предоставлено Сергеем Чирвой
Источник: НГС.БИЗНЕС